В области охраны труда продолжается заметная тенденция к обновлению законодательства, которая началась еще 1 марта 2022 года. Старые нормативные акты постепенно утрачивают свою силу, а на их место приходят новые документы, которые будут регулировать различные аспекты охраны труда в ближайшие годы.
Главным событием осени 2023 года будет вступление в силу новых Правил обеспечения средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 г. № 766н. Ранее действовавшие правила обеспечения СИЗ работников, которые были в силе с 2009 года, теперь будут заменены обновленными. Вместе с новыми правилами выдачи СИЗ также были утверждены Единые типовые нормы выдачи СИЗ и СОС.
Также в законодательстве произойдут и другие важные изменения, о которых мы расскажем далее.
Новая нормативно-правовая база в области охраны труда с 1 сентября 2023 года:
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н "Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами".
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 767н "Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств".
Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2540 "О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда".
ФЗ от 24.07.2023 № 381-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"".
ФЗ от 29.12.2022 № 629-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"".
Приказ МЧС России от 10.10.2022 № 994 "Об утверждении Обязательных для выполнения требований к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Приказ Минздрава России от 18.02.2022 № 90н "Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа".
ФЗ от 24.07.2023 № 373-ФЗ "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
Новые типовые формы и правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами
Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н утверждает новые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами. Эти правила являются обязательными, их нарушение может повлечь юридическую ответственность.
Про особенности выдачи СИЗ и смывающих средств с 1 сентября 2023 года мы уже писали в нашей статье, а так же рассмотрели преимущества ЕТН.
Ниже приведем пошаговый алгоритм организации выдачи СИЗ:
Шаг №1. Итак, первоначально работодатель должен определить свою потребность в средствах индивидуальной защиты (СИЗ), разработав и утвердив свои собственные Нормы. В соответствии с пунктом 4 Правил: "на основании единых Типовых норм с учетом результатов СОУТ и ОПР". Таким образом, единые типовые нормы (приложение №1 к приказу №767н) представляют собой обязательный минимум СИЗ, который работодатель обязан предоставить в соответствии с занимаемой должностью работника. Затем, работодатель обращается к приложению №2 к приказу №767н и дополнительно предоставляет те средства индивидуальной защиты, которые необходимы с учетом выявленных опасностей на рабочих местах.
Рекомендуемый образец оформления Норм работодателя представлен в Приложении №1 к Правилам, обязательно необходимо указать:
информацию о классе(ах) защиты, эксплуатационных уровнях защиты (если это предусмотрено для данного типа СИЗ), особенностях конструкции, комплектности, планируемых к выдаче СИЗ (п.17 Правил);
перечень положенных СИЗ по определенной должности и их объем (п.18 Правил).
Утвержденные Нормы работодателя могут быть изменены по требованию работника или его руководителя, а также при обнаружении ранее неидентифицированных вредных и/или опасных производственных факторов и/или опасностей (согласно пункту 19 Правил).
Шаг №2. Выбор правильных средств индивидуальной защиты (СИЗ) из широкого ассортимента, представленного на рынке, требует сопоставления информации, представленной в Нормах, с данными о защитных свойствах и характеристиках конкретных СИЗ (согласно пункту 21 Правил).
Шаг №3. Фиксация информации о предоставлении средств индивидуальной защиты (СИЗ) в личной карточке учета, которая может осуществляться как в письменном, так и в электронном формате. При этом нет необходимости делать дубликаты электронных карточек на бумажном носителе (согласно пунктам 25-27 Правил).
Изменения в Порядке обучения (постановление Правительства РФ N 2464)
Правительство РФ постановлением от 30.12.2022 г. № 2540 внесло несколько изменений в постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда".
СОУТ переводится на электронный документооборот
Федеральным законом от 24.07.2023 N 381-ФЗ вносятся изменения в ФЗ"О специальной оценке условий труда".
Про цифровизацию СОУТ с 01.09.2023 года мы уже писали в нашей статье. По ссылке вы можете ознакомиться со всеми важными нововведениями.
Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров отдельных категорий работников
Приказом Минздрава России от 30.05.2023 г. № 266н было установлено, что перед началом рабочего дня проводятся предсменные и предрейсовые медицинские осмотры с целью выявления признаков воздействия вредных и/или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, которые могут препятствовать выполнению трудовых обязанностей. Это включает проверку на наличие алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных эффектов такого состояния.
Медицинские осмотры, проводимые в течение рабочего дня (смены), направлены на выявление признаков воздействия вредных и/или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников. Они также позволяют выявить острые профессиональные заболевания или отравления, а также признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
После окончания рабочего дня проводятся медицинские осмотры с целью выявления признаков воздействия вредных и/или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на здоровье работников, а также для обнаружения острых профессиональных заболеваний, отравлений, алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Дистанционное прохождение медосмотра водителями перед рейсом
Федеральным законом от 29.12.2022 г. № 629-ФЗ предусмотрено, что медицинские осмотры могут проводиться с использованием специальных медицинских изделий, которые позволяют передавать информацию о состоянии здоровья работников и контролировать их здоровье на расстоянии. При использовании таких устройств необходимо обеспечить идентификацию работника, проходящего осмотр, чтобы исключить возможность прохождения осмотра другим лицом в соответствии с российским законодательством.
Если работник проходит дистанционные медосмотры, то необходимо проводить химико-токсикологические исследования в очной форме не менее двух раз в год, чтобы определить наличие или отсутствие наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в организме человека.
Водителям запрещено проходить дистанционный медосмотр, если они перевозят пассажиров на расстояния свыше 300 км в рамках междугородных перевозок или занимаются организованными перевозками детей.
Обязательные для выполнения требования к ПОО в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
Приказом МЧС России от 10.10.2022 года № 994 были утверждены обязательные требования к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также документ регламентирует:
комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь от ЧС по обеспечению устойчивости функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию ПОО, в чрезвычайных ситуациях и готовности к их ликвидации с учетом возможных последствий возникновения ЧС;
порядок проведения оценки готовности организаций, осуществляющих эксплуатацию ПОО, к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС;
правила организации учета ЧС и установления причин их возникновения.
Данным Приказом утвержденные образцы форм:
комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию ПОО, в ЧС и готовности к их ликвидации с учетом возможных последствий возникновения ЧС;
акт оценки готовности организации, эксплуатирующей ПОО, к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС.
Обучение работников угледобывающих организаций по дополнительным профессиональным программам
Федеральный закон от 24.07.2023 № 373-ФЗ внес изменения в статью 25 ФЗ от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
В соответствии с Законом № 373-ФЗ, руководители горных и взрывных работ, занятые в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), обязаны проходить обучение по дополнительным профессиональным программам не реже, чем один раз в течение каждых трех лет.
Курсовое обучение по ГО для большинства работников
Согласно постановления Правительства РФ от 21 января 2023 г. № 51 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841", с 1 сентября 2023 года отменят курсовое обучение по ГО для большинства работников. Оно остается обязательным только для личного состава формирований и служб организаций.
Что специалист по охране труда должен успеть сделать до 1 сентября 2023?
В связи с изменениями по охране труда с 1 сентября 2023 года каждому специалисту по охране труда необходимо:
1. Обновить раздел в Положении о СУОТ, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ, и распределить обязанности и ответственность между должностными лицами.
2. Разработать нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств, исходя из Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от профессии. Если в ЕТН не указана профессия ваших работников, следует руководствоваться результатами СОУТ, оценки профессиональных рисков, требованиями правил по охране труда, санитарными нормами, а также паспортами безопасности при работе с определенными химическими веществами.
3. Проводить контроль и обновление норм выдачи в процессе оценки профессиональных рисков.
4. Внести в инструкции по охране труда, в программы инструктажей на рабочем месте новые обязанности, которые должны выполнять работники:
использовать СИЗ по назначению;
соблюдать правила эксплуатации СИЗ;
информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных (рост, размер одежды, обуви);
возвратить СИЗ в случае утраты защитных средств, при их порче, при истечении срока эксплуатации, при увольнении.
5. Провести внеплановый инструктаж персонала в организации. Организовать внеплановую проверку знаний.
Напишите его на почту или заполните форму и наши специалисты предоставят экспертный ответ на него.
Ответы на часто задаваемые вопросы приведены в разделе Вопрос-ответ.
Спасибо за Ваш вопрос!
Мы дадим ответ на него в ближайшее время.
Спасибо за заявку! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.