Многие работодатели, несмотря на продолжающуюся борьбу государства с теневой занятостью предпочитают заниматься нелегальным трудоустройством. Этот отрицательный феномен несет в себе опасность как для работника, так и для работодателя. Конечно, в первую очередь государство защищает права работника от нерадивых работодателей. Именно с этой целью Роструд создал и ввел в действие реестр недобросовестных работодателей.
Новый реестр Роструда - причины создания и алгоритм работы
С 1 января 2025 года в России заработал реестр недобросовестных работодателей, практикующих нелегальную занятость. Этот общедоступный ресурс, созданный на основании и подкрепленный Постановлением Правительства от 27.12.2024 № 1927, призван бороться с уклонением от заключения трудовых договоров и подменой их гражданско-правовыми соглашениями. Ведение реестра возложено на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).
Внесение работодателя в реестр – это серьезное административное наказание, имеющее далеко идущие последствия. Прежде всего, попадание в реестр накладывает существенный репутационный ущерб на компанию или индивидуального предпринимателя (ИП). Это может негативно сказаться на привлечении новых сотрудников, партнеров и инвестиций. Потенциальные клиенты, ознакомившись с информацией в реестре, могут отказаться от сотрудничества из-за опасений нарушения трудовых прав и связанных с этим рисков. Кроме того, наличие записи в реестре может послужить причиной для отказа в получении государственных субсидий, льгот и участия в государственных программах поддержки бизнеса.
В реестр попадают организации и ИП, в отношении которых вступило в силу постановление о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и занятости). Ключевым критерием является уклонение от заключения трудового договора или его подмена гражданско-правовым договором, фактически скрывающим трудовые отношения. Важно отметить, что в реестр попадают только те работодатели, в отношении которых постановление о нарушении вступило в силу, после 01.01.2025, то есть когда сам реестр официально заработал. Это исключает возможность ретроактивного применения данного механизма.
Процедура внесения в реестр регламентирована постановлением № 1927. Запись о работодателе появляется в реестре не позднее третьего рабочего дня после вступления в силу постановления суда. Срок нахождения в реестре составляет один год с момента вступления в силу постановления Правительства, утверждающего правила ведения реестра. Однако, существуют механизмы досрочного исключения из реестра. Условия досрочного исключения связаны с устранением причин, приведших к внесению в реестр, например, полным исполнением всех предписаний контролирующих органов и выплатой всех задолженностей перед работниками.
Важно понимать разницу между трудовым договором и гражданско-правовым договором. Трудовой договор регулирует отношения между работодателем и работником, где работодатель обязан выплачивать заработную плату, соблюдать трудовое законодательство и обеспечивать безопасные условия труда. Гражданско-правовой договор, например, договор подряда или оказания услуг, регулирует отношения по выполнению конкретной работы или услуги, без установления трудовых отношений. Злоупотребление гражданско-правовыми договорами для обхода трудового законодательства является серьезным нарушением, которое карается законом.
Роструд, как орган, ответственный за ведение реестра, будет активно взаимодействовать с другими государственными структурами для выявления случаев нелегальной занятости. В этой работе важную роль играют межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости, созданные в марте 2024 года. Эти органы обладают значительными полномочиями, включая доступ к налоговой тайне, что позволяет им эффективно собирать информацию из различных источников, в том числе анализируя данные налоговых органов, фондов социального страхования, Пенсионного фонда, а также осуществляя мониторинг публикаций в интернете и социальных сетях. Комплексный подход, включающий в себя сбор данных из разных источников и анализ информации, позволяет максимально эффективно выявлять и пресекать случаи нелегальной занятости.
Заключение
Система мониторинга и предотвращения нелегальной занятости постоянно совершенствуется. Вероятно, в будущем будут разработаны новые инструменты и механизмы, направленные на повышение эффективности работы реестра и ужесточение ответственности за нарушения трудового законодательства. Например, могут быть разработаны алгоритмы автоматического анализа данных для выявления подозрительных сделок и схем, а также усилена роль саморегулируемых организаций в контроле за соблюдением трудового законодательства. Внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект и машинное обучение, может значительно улучшить эффективность выявления нарушений и ускорить процесс внесения работодателей в реестр. Более того, повышение информационной открытости и доступности данных о реестре недобросовестных работодателей для граждан и общественных организаций может способствовать общественному контролю и стимулировать работодателей к соблюдению трудового законодательства. Работа над совершенствованием системы будет продолжаться, чтобы сделать механизм максимально эффективным в борьбе с нелегальной занятостью.
Если вы и дальше хотите оставаться в курсе последних новостей и изменений в законодательстве - присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграмме. Будем рады видеть вас в нашем сообществе!
Напишите его на почту или заполните форму и наши специалисты предоставят экспертный ответ на него.
Ответы на часто задаваемые вопросы приведены в разделе Вопрос-ответ.
Спасибо за Ваш вопрос!
Мы дадим ответ на него в ближайшее время.
Спасибо за заявку! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.