Пн–Пт с 09:00 до 18:00
Версия для слабовидящих
МЦДПО
Меню

Нормативная документация для клиники

Медицинская деятельность в Российской Федерации подчиняется строгой нормативно-правовой базе, призванной обеспечить качество, безопасность и доступность медицинской помощи для населения. Фундаментальным документом, регулирующим все аспекты медицинской практики, является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Клинические рекомендации и стандарты оказания медпомощи

Этот закон устанавливает общие принципы организации и функционирования системы здравоохранения, определяет права и обязанности медицинских работников, пациентов и страховых медицинских организаций (СМО). Однако, сам по себе Федеральный закон № 323-ФЗ не содержит исчерпывающего описания всех процедур и методов лечения, поэтому его действие дополняется многочисленными подзаконными актами, приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрава России), а также ведомственными инструкциями и методическими рекомендациями.

До 2022 года одним из ключевых нормативных документов, регулирующих практическую сторону оказания медицинской помощи, были клинические рекомендации (КР). Эти документы, разрабатываемые профессиональными некоммерческими медицинскими организациями в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.12.2018 N 489-ФЗ, представляли собой обобщенный опыт ведущих специалистов и содержали рекомендации по диагностике, лечению и профилактике различных заболеваний. Однако, практическое применение КР сталкивалось с рядом сложностей, связанных с их разнообразием, отсутствием единого стандарта разработки и периодической актуализации. Не все КР были разработаны на высоком методологическом уровне, что создавало определенные трудности для медицинских работников при их использовании. Именно эти обстоятельства послужили стимулом для перехода к новой системе регулирования — протоколам лечения.

С 1 января 2022 года вступил в силу новый порядок, согласно которому основной нормативный документ, регламентирующий оказание медицинской помощи, стал протокол лечения (ПЛ). Протокол лечения — это более формализованный, строгий и обязательный к применению документ, разработанный на основе доказательной медицины и описывающий поэтапный алгоритм диагностики и лечения конкретного заболевания или состояния. В отличие от клинических рекомендаций, которые носили рекомендательный характер, протоколы лечения имеют обязательную силу для медицинских организаций и врачей. Введение ПЛ призвано повысить стандартизацию медицинской помощи, обеспечить ее однородность на всей территории страны и улучшить качество лечения пациентов.

Переход к протоколам лечения не отменил полностью значение клинических рекомендаций. КР могут служить источником дополнительной информации, углубленного анализа отдельных аспектов заболевания, а также могут использоваться для разработки новых ПЛ или дополнения уже существующих. Важно отметить, что при наличии противоречий между КР и ПЛ, приоритет отдается ПЛ, так как они являются обязательными к применению.

До 2022 года лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) руководствовались также "Положением об организации оказания медицинской помощи" и "Порядками оказания медицинской помощи". Эти документы описывали общие принципы организации медицинской помощи в конкретных медицинских учреждениях, регламентировали взаимодействие между различными уровнями медицинской системы, а также устанавливали порядок взаимодействия с пациентами и СМО. Однако, эти документы были менее детализированы, чем протоколы лечения, и часто не содержали конкретных алгоритмов диагностики и лечения. Таким образом, переход на протоколы лечения – это значительное изменение в системе регулирования медицинской деятельности, направленное на повышение качества и стандартизацию медицинской помощи.

Оценка качества медпомощи и ограничения для медиков

Оценка качества медицинской помощи – сложный и многогранный процесс, регулируемый целым рядом нормативных актов. Ключевым документом является Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Этот приказ не просто устанавливает общие принципы, но и вводит конкретные критерии, по которым оценивается эффективность и безопасность медицинского обслуживания. Среди них выделяются: своевременность оказания медицинской помощи (соблюдение установленных сроков диагностики и лечения, а также минимизация времени ожидания), качество медикаментозной терапии (правильный выбор лекарственных препаратов, учет возможных побочных эффектов, мониторинг эффективности лечения), качество медицинской помощи с учетом индивидуальных особенностей пациента (персонализированный подход, учитывающий возраст, сопутствующие заболевания, образ жизни и другие факторы), качество лечения в целом (достижение желаемого результата лечения, снижение риска осложнений и рецидивов), а также качество ведения медицинской документации (точность, полнота, доступность информации, соблюдение требований законодательства).

Приказ № 203н не ограничивается общими критериями. В приложениях к нему детально описаны параметры качества, касающиеся условий оказания медицинской помощи – это и оснащенность медицинских учреждений современным оборудованием, и квалификация медицинского персонала, и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Более того, приказ содержит критерии оценки качества медицинской помощи для различных групп заболеваний, что позволяет проводить более точную и дифференцированную оценку. Например, критерии оценки качества лечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями будут отличаться от критериев оценки качества лечения пациентов с онкологическими заболеваниями, учитывая специфику каждой патологии и доступные методы лечения. Это обеспечивает более объективное суждение о качестве медицинской помощи в конкретной ситуации.

Проведение независимой экспертизы качества медицинской помощи, в свою очередь, регламентируется статьей 64 Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Эта статья определяет порядок проведения экспертизы, компетенцию экспертных комиссий, а также механизмы реагирования на выявленные нарушения. Экспертиза может проводиться как по инициативе самих медицинских организаций для оценки эффективности своей работы, так и по запросу пациентов или контролирующих органов при возникновении спорных ситуаций или подозрений на некачественное оказание медицинской помощи.

Однако, регулирование качества медицинской помощи не ограничивается только критериями оценки. Федеральный закон № 323-ФЗ также устанавливает строгие этические и правовые нормы для медицинских работников, предусматривающие ограничения на взаимодействие с фармацевтическими компаниями и другими коммерческими структурами. Статья 74 этого закона прямо запрещает медицинским работникам принимать подарки, деньги, оплату отдыха и развлечений от организаций медицинской направленности и их представителей (за исключением законных вознаграждений по договорам), а также участвовать в мероприятиях развлекательного характера, финансируемых такими организациями. Это направлено на предотвращение конфликта интересов и обеспечение объективности в принятии решений о лечении пациентов.

Кроме того, медицинским работникам запрещается заключать соглашения о рекомендации или назначении конкретных лекарственных препаратов и медицинских изделий, получать от организаций образцы лекарственных препаратов и медицинских изделий для последующего вручения пациентам, а также предоставлять пациентам недостоверную или неполную информацию о применяемых медикаментах и изделиях, включая утаивание данных о существовании аналогов. Эти ограничения призваны обеспечить прозрачность и информированность пациентов, а также предотвратить неправомерное влияние коммерческих интересов на процесс оказания медицинской помощи.

Заключение

Важно отметить, что регуляторные механизмы постоянно совершенствуются. Разрабатываются новые методики оценки качества медицинской помощи, включающие использование больших данных и технологий искусственного интеллекта. Все это направлено на повышение эффективности контроля, улучшение качества медицинского обслуживания и защиту прав пациентов. Однако, эффективное функционирование системы контроля качества зависит не только от нормативно-правовых актов, но и от профессиональной этики медицинских работников, их ответственности и стремления к постоянному повышению квалификации. Только комплексный подход может гарантировать высокий уровень оказания медицинской помощи.

Если вы и дальше хотите оставаться в курсе последних новостей и изменений в законодательстве - присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграмме. Будем рады видеть вас в нашем сообществе!

Периодическая аккредитация медработников Повышение квалификации врачей Профессиональная переподготовка по медицине
Выданные документы вносятся в ФИС ФРДО
Полная легитимность выданных документов об обучение
Не нашли нужную программу обучения?
Мы составим индивидуальную программу для Вас!
Дистанционный формат обучения
Любое обучение можно пройти дистанционно!
Все отзывы клиентов
Отзыв ООО «Кавинторг Ф»
С.В. Фоминов
Директор
Отзыв ООО «СТГ-Сервис»
Тишкевич Д.В.
Генеральный директор
Отзыв МБОУ СОШ Nº 15 Предгорного муниципального округа Ставропольского края
М.В. Баязова
И.о. директора
Отзыв ООО «ЭлитЛаб»
Козюпа В.Г.
Генеральный директор
Отзыв ОАО «Ставропольский пивоваренный завод»
Паламарчук В.В.
Директор ОСП
Мы представлены на zakupki.mos.ru
МЦДПО зарегистрирован на Портале поставщиков
Мы представлены на pik.mosreg.ru
МЦДПО зарегистрирован на ПИК Московской области
Работаем со всеми регионами России
Одинаковые условия обучения для всех регионов РФ

Напишите его на почту или заполните форму и наши специалисты предоставят экспертный ответ на него.

Ответы на часто задаваемые вопросы приведены в разделе Вопрос-ответ.

Отправить вопрос
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
и соглашаетесь с условиями политики обработки персональных данных.

Спасибо за Ваш вопрос!
Мы дадим ответ на него в ближайшее время.

© 2009-2025 ООО «МЦДПО»
Сделано в Krogrim Digital Group