Систематическое выявление и устранение опасностей и рисков - обязанность работодателя согласно ст. 214 и 218 ТК РФ. Кроме того, это отличный способ предотвратить возможные травмы персонала, которые они могут получить в процессе своей трудовой деятельности. Но, как и любой процесс в системе управления охраной труда, он должен быть документально оформлен.
Что обязан сделать работодатель при оценке профрисков?
В отношении подготовки работодателя к процедуре проведения оценки профрисков на сегодняшний день жестких законодательных рамок нет. Работодателю дано право выбора: он может выполнить оценку своими силами, а может обратиться за подобной услугой к сторонней организации. При выборе первого варианта процедуру оценки профрисков нужно узаконить в локальном нормативном акте.
Второй вариант предполагает заключение обычного договора гражданско - правового характера, либо контракта в рамках федерального закона № 44 - ФЗ.
При утверждении процедуры оценки профрисков работодателю необходимо учитывать специфику производственной деятельности как своего предприятия в целом, так и отдельных рабочих мест. Тем не менее, какой бы порядок проведения оценки профрисков не утвердил работодатель он всегда подразделяется на 2 типовых этапа:
Кроме того работодатель волен выбирать способ оценки рисков. Он может быть комиссионным либо возложен на специалиста по охране труда, если таковой имеется в штате. Опять же обязанности работодателя по созданию комиссии для оценки профрисков законодательно не установлено, поэтому выбранный способ можно утвердить в ЛНА организации.
Что включает в себя управление профрисками?
Процедура управления профессиональными рисками также относятся к разряду обязанностей работодателя. Важно определиться с мерами, которые позволят управлять рисками, то есть держать их на приемлемом уровне или устранить.
Собственно это главная цель управления профессиональными рисками. В базовом варианте система управления рабочими опасностями и рисками выстраивается в 5 основных этапов. Первые два этапа это непосредственно выявление и оценка рисков.
Третий этап это выработка необходимых мер, для управления рисками. Чаще всего такие меры можно объединить в две большие группы: технические и организационные. К техническим относят обновление или модернизация производственного оборудования и инструменты, замена производственного сырья и материалов на менее опасное, обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты и т. д.
К организационным процедурам можно отнести назначение ответственных лиц за каждый этап производства, выполнения опасных работ, обеспечения нормативных условий труда, изменение технологии производства, повышение профессиональной квалификации персонала и т.д.
Таким образом, третий этап это, грубо говоря, некий план по управлению профессиональными рисками и опасностями.
На четвертом этапе необходимо претворять намеченный план в жизнь. Чтобы этот процесс был наиболее грамотно организован его нужно иерархически правильно структурировать. За выполнение каждого мероприятия можно назначить ответственного исполнителя. В качестве таких работников чаще всего назначают главных специалистов предприятия или руководителей подразделений.
Каждое мероприятие в этом плане должно содержать конкретный порядок действий по его реализации. Если это мероприятие можно осуществить внутренними силами, то его порядок действий достаточно описать в приказе работодателя и утвердить им же. Если же для выполнения мероприятия необходимо обратиться за услугами к сторонней организации, то все действия указываются в договоре или техническом задании.
По каждому мероприятию в плане должен быть указан ожидаемый результат.
На пятом этапе нужно проводить постоянный мониторинг и контроль. Работодателю необходимо следить за исполнением плана по управлению профрисками и постоянно контролировать их уровни. Индикаторами того, что уровни воздействия рисков возросли могут являться:
К индикаторам можно отнести и случаи производственного травматизма, но тогда предстоит менять практически всю локальную систему управления профрисками, так как ее главная цель существования не достигнута.
Мониторинг и контроль можно осуществлять различными способами. Например, работодатель может организовывать локальные проверки состояния охраны труда на рабочих местах. В качестве одного из критериев проверки можно установить контроль уровней идентифицированных рисков.
Кроме локальных проверок, работодатель может установить систему видеонаблюдения. Особенно полезна она будет в местах выполнения работ повышенной опасности. С помощью нее работодатель может контролировать соблюдение работниками требований охраны труда без личного присутствия, а также более тщательно и правильно провести расследование несчастного случая.
Документы работодателя по профрискам
Утвержденного перечня локальных документов по управлению профессиональными профрисками законодательно не установлено, за исключением одного - перечня профессиональных рисков и опасностей, выявленных в ходе их оценки. Тем не менее, сложившаяся практика проведения оценки произвела еще несколько локальных документов, которые работодателю желательно иметь в наличии:
Конечно, указанные документы не носят обязательный характер, но как нельзя лучше документально фиксируют процедуру проведения оценки профрисков на конкретном предприятии.
Заключение
Процесс управления профрисками относится к одной из обязанностей для работодателя. Ему необходимо постоянно выявлять профриски, оценивать их уровень воздействия и успешно ими управлять. Фактического исполнения мало - необходимо правильно все документально оформить.
Если вы и дальше хотите оставаться в курсе последних новостей и изменений в законодательстве - присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграме. Будем рады видеть вас в нашем сообществе!
Напишите его на почту или заполните форму и наши специалисты предоставят экспертный ответ на него.
Ответы на часто задаваемые вопросы приведены в разделе Вопрос-ответ.
Спасибо за Ваш вопрос!
Мы дадим ответ на него в ближайшее время.
Спасибо за заявку! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.