С момента вступления в силу обновленного раздела Х ТК РФ, работодателю установили новую обязанность - заниматься профессиональными рисками. Под словом “заниматься” имеется в виду целый комплекс мероприятий, цель у которого одна - контроль за ними, их проявлениями и воздействием на работников. В этой статье рассмотрим как выглядит тот самый контроль над рабочими опасностями.
Типы рисков
Для того, чтобы иметь более глубокое понимания процесса контроля над рисками, обозначим само определения термина “риск” – совокупность возможности и серьезности последствий проявления опасности. Собственно суть контроля над рисками - определить, когда, в каком месте и с какой “силой” та или иная опасность обрушится на работника и предотвратить этот процесс.
Риски можно подразделить на определенные типы, их всего два: статичные и динамические.
Статичные риски - это риск, присутствующий на месте проведения работ постоянно или периодически. Примером такого риска может выступать проведение сварочных работ. Сварочный аппарат, электроды для сварки и объект сварки - все это источники опасностей для сварщика. Так как его трудовые функции это проведение сварочных работ, то все эти источники находятся постоянно на его рабочем месте.
Динамические риски - это риск, который появляется внезапно, как правило на короткий период времени и воздействует на работника моментально. В качестве примера динамического риска можно привести падение тяжелых частей производственного оборудования во время проведения его ремонта или технического обслуживания. В этом случае для наладчика оборудования источником опасности является характер проведения работ.
Статичные риски очень легко обнаружить, оценить и подвергнуть контролю. Также сам процесс контроля над ними не требует особого приложения усилий. С динамическими рисками совершенно другая история. Из-за их отличительного фактора внезапности обнаружить их и контролировать сложнее.
Тем не менее, независимо от типа риска он должен подлежать контролю. Для этого в организации создается система управления рисками, про которую поговорим в следующем разделе.
Система управления рисками. Составляющие системы
Кроме основной своей цели, система управления рисками имеет и другой смысл существования. Руководители, участвуя в ее работе, могут проявить в полной мере свои лидерские качества. Подчиненные работники имеют возможность принять участие в процессах создания безопасных условий труда. Таким образом, у работников формируется правильное отношение к безопасности своей работы. Для системы управления рисками эта составляющая одна из определяющих ее функционирования.
Система управления рисками, как и любая другая иерархия имеет составляющие элементы. В базе система управления рисками состоит из:
Идентификация рисков - процесс, при котором работодатель выявляет все возможные источники опасности на рабочих местах. Здесь необходимо помнить о видах рисков. Статичные риски лежат, как говорится на поверхности и обнаружить их не трудно. В отношении динамических нужно проводить детальный и поэтапный анализ проведения тех или иных работ.
Оценка риска, его измерение и его уровня воздействия должно проходить по принципу - снижать до минимально возможных значений. В этом процессе важно обратить более детальное внимание на риски с наиболее негативными последствиями, то есть серьезного и выше уровня воздействия.
Выявив опасности и оценив все риски нужно приступать к созданию плана по их управлению и его реализации. К каждому риску, в зависимости от его уровня подбираются мероприятия в индивидуальном порядке. Для примера, возьмем очень распространенный риск - воздействие шума. Если его уровень находится в приемлемых рамках, то работодателю достаточно:
Если же уровень воздействия шума несет серьезные риски для здоровья работника, то необходимо:
Так как система управления рисками должна приносить результаты. В зависимости от них работодателю нужно проводить оценку рисков повторно. Установленных законом сроков переоценки рисков не существует. В этом вопросе работодатель должен опираться только на результаты работы собственной системы управления.
На первый взгляд может показаться, что система управления рисками не сложное дело. Это не всегда так, определенные проблемы могут возникнуть, о которых мы далее поговорим.
Проблемы в управлении профрисками
Система управления рисками имеет очень индивидуальный характер. Ее облик зависит в основном от специфики деятельности организации, видов работ, проводимых в ней, наличия работ повышенной опасности и т.д. Естественно, что без каких-либо проблем не обходится.
Заключение
Процесс контроля за профрисками предусматривает создание системы управления ими. Она должна эффективно работать как в отношении статических, так и в отношении динамических рисков. Эффективность работы системы управления зависит от её конкретных составляющих, а также участия работников в ней и отсутствии формального подхода к ее формированию и поддержанию в рабочем состоянии.
Если вы и дальше хотите оставаться в курсе последних новостей и изменений в законодательстве - присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграме. Будем рады видеть вас в нашем сообществе!
Напишите его на почту или заполните форму и наши специалисты предоставят экспертный ответ на него.
Ответы на часто задаваемые вопросы приведены в разделе Вопрос-ответ.
Спасибо за Ваш вопрос!
Мы дадим ответ на него в ближайшее время.
Спасибо за заявку! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.